Скала Улуру

Скала Улуру

Скала Улуру – известный символ Австралии, привлекающий толпы туристов. И это не удивительно,...

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер

Несколько удивительных фактов об острове Фрейзер Этот остров имеет один из...

Основные положения Конституции АС.

Основные положения Конституции АС.

Итак, введенная актом британского парламента Конституция Австралии определяла статус этой страны, на первый взгляд, в несколько «урезанном» виде — объединенной, самоуправляющейся колонии Великобритании. В этой связи важно, прежде всего, отметить, что пребывание АС в составе Британской империи не означало, будто новое государственное образование выступало как некое рыхлое, номинальное территориальное объединение. Вводный раздел к КАС, оговаривая некоторые нюансы вступления в союз Квинсленда и Западной Австралии, напротив, изначально провозглашал нерасторжимое единство и целостность федеративного союза бывших отдельных колоний на Южном континенте, ставших теперь штатами.

Далее, отчасти зависимое от метрополии положение АС ни в коей мере не сказывалось на демократизме его государственного устройства. Конечно, во властной вертикали этой страны, кроме верхнего (федерального) и нижнего (штатного) уровней распределения властных полномочий, можно обнаружить как бы дополнительный «внешний» компонент — генерал-губернатора. Последний представлял в Австралии британскую корону и был наделен в соответствии со статьями КАС весьма широкими полномочиями. Тем не менее, его власть относительно австралийских федеральных институтов была в принципе аналогична правам монарха Великобритании применительно к тамошнему парламенту. В подобном контексте не удивительно, что ряд австралийских правоведов всегда были склонны видеть в короне в первую очередь лишь «символ единства Британской империи и ее преемника — Британского содружества наций». Самое главное -согласно ст. 1 КАС вся полнота законодательной власти в стране изначально принадлежала федеральному двухпалатному парламенту, состоящему из сената (туда от каждого штата выбиралось равное количество сенаторов) и палаты представителей (формировалась пропорционально количеству населения субъекта федерации).

Наконец, поскольку Австралия была федеративным государством, предметы ведения органов государственной власти распределялась в ней по трем сферам. Первая — исключительные полномочия Союза (оборона, внешняя политика, денежная эмиссия, отношения между штатами, система мер и весов, переписи населения и статистика, иммиграция и гражданство и пр.). Вторая — область совместной юрисдикции центра и субъектов федерации (регулирование трудовых отношений, налоги, финансы, страхование, банковское дело, строительство железных дорог, морское право и др.). Третья — особая юрисдикция штатов, включавшая все прерогативы, которые содержались в их конституциях до создания федерации, а также ряд полномочий по регулированию землепользования, свободы вероисповедания и т.п. При этом следует учесть, что права субъектов федерации была призвана защищать и специальная Межштатная комиссия, основной задачей которой было компромиссное регулирование законодательства по вопросам торговли в рамках АС.

Несмотря на то, что Основной закон Австралии de jure передавал в ведение центрального правительства достаточно ограниченный круг предметов, расплывчатые формулировки ряда статей и весьма широкие границы совместной юрисдикции de facto делали возможным самую широкую трактовку конституционных установлений. Арбитром во всех спорных вопросах на уровне федерации, равно как и «стражем и толкователем Конституции» согласно ее статьям, становился Высокий суд, чье положение в федеральной структуре практически совпадало с ролью высшей судебной власти в США — Верховного суда. Для Австралии это было тем более важно, поскольку страна заимствовала из метрополии Вестминстерскую модель государственного механизма, которую, как известно, отличает тесное переплетение исполнительной и законодательной ветвей власти. В подобном контексте высшая судебная инстанция федерации — Высокий суд стал ключевым звеном системы сдержек и противовесов при распределении компетенции властных структур по соответствующим уровням. Его полномочия обретали реальный вес, поскольку от позиции именно этого органа государственной власти зависели, в конечном счете, и пределы внутренней автономии штатов, и судьба многих решений федерального правительства.

В свое время, давая общую оценку усилиям австралийских конституционалистов, А. Дикин отметил: «Трудно представить … более либеральную Конституцию, чем эта». Подобное утверждение, безусловно, не лишено основания, особенно если сравнивать КАС с конституционным устройством других государств, естественно, в ту эпоху или же самих отдельных колоний, создавших федерацию. Если что отчасти и нарушало либеральный дух рассматриваемого документа, то лишь следующие два положения. Во-первых, исключение

аборигенного населения из числа избирателей (ст. 127 КАС) -управление их делами было оставлено в ведении штатов. Во-вторых, излишне сложный порядок внесения поправок в текст Основного закона (ст. 128 КАС), что делало конституционные инновации на федеральном уровне довольно затруднительными. Но как бы то ни было, в результате принятия Конституции 1901 г. в Австралии сложилась самостоятельная и вполне жизнеспособная форма федеративного государственного устройства, которую отличали демократизм и сугубо компромиссные процедуры согласования интересов «участников игры» на тамошнем правовом пространстве.

Таким образом, к началу ХХ столетия Австралия уже давно не была для большинства европейцев «неведомой Южной землей». Напротив, для многих она стала своего рода «землей обетованной». Были заложены основы разветвленной экономики и государственности, обладавшей своими специфическими чертами; выработаны базовые направления внутренней политики в области регулирования иммиграции, развития социальной сферы; приобретали мировую известность самые яркие представители австралийской культуры, происходило становление национального самосознания; австралийские государственные деятели делали первые шаги в области дипломатии. И, наконец, были заложены основы общеконтинентального союза, сформулированные в тексте КАС. О том, как изменялись эти ключевые составляющие жизни Австралии в ХХ в., речь пойдет в следующем разделе.